У школьного порога

У школьного порога

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

1.Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • делить слова на слоги;
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова, похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного звука;
  • осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

2.    Формирование правильного звукопроизношения

Причины нарушения звукопроизношения различны — привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

3. Развитие моторики и графических навыковНеобходимо тренировать:

  • пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.)
  • общую моторику;
  • мелкую моторику — развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).

Используя приемы:

  • пальчиковые игры;
  • штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку,  дорисовывания предметов и т. д.)

4.   Развитие звуко-буквенного анализа

Ребенка надо научить:

  • устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
  • понимать смыслоразличительную роль буквы.

5.    Развитие словаря

Формировать умения:
  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • пересказать текст;
  • рассказать сказку.

6.   Обучение чтению  

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.   Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.  

Звуки мы слышим и произносим,

Буквы мы видим и пишем.

 

Голос свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет,

Звук получается гласный.

 

Открывайте шире рот

Гласный голос подает,

А согласный спотыкается,

На преграды натыкается.

 

Если горлышко дрожит

Значит звонкий звук бежит.

 

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй.

 

Слова в предложении дружат

И смысл нам понять помогают.

Слова предложению служат

Друг друга не обижают

Схема анализа слова (образец)

 

СЛОВО

СЛОГИ

ЗВУКИ

 

Какое слово? ( КНИГА).

Сколько слогов в слове КНИГА? (2 слога, потому что два гласных звука)

Назови первый слог, второй слог.

— первый звук К – согласный, твердый, глухой, рисуем синий кружок

— второй звук Н’- согласный, мягкий, звонкий, рисуем зеленый кружок

— третий звук  И – гласный, рисуем красный кружок

— четвертый звук Г – согласный, твердый, звонкий, рисуем синий кружок

— пятый (последний) звук А – гласный, рисуем красный кружок

Сколько в слове звуков? (5)

Сколько согласных звуков? (3)

Назови согласные звуки. (К, Н’, Г)

Сколько гласных звуков? (2)

Назови гласные звуки. (И, А)

Назови звуки в слове по порядку ( К, Н’, И, Г, А)

 

Схема анализа предложения (образец)

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОВА

СЛОГИ

ЗВУКИ

 
Что ты прочитал(а)? (предложение)

Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении три слова.)

Назови слова по порядку.

(Первое слово У, второе слово ДОМА, третье слово ЛОПУХИ.)

Сколько слогов в слове У? (1 слог, потому что это один гласный звук)

Сколько слогов в слове ДОМА? (2 слога, потому что в слове ДОМА два гласных звука)

Сколько слогов в слове ЛОПУХИ? (3 слога, потому что в слове ЛОПУХИ  три гласных звука)

Расскажи, как правильно записать предложение:

1.    Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

2.    Все слова в предложении пишутся отдельно.

3.    В конце предложения ставится точка.

 

Расскажи и я забуду,

покажи, дай потрогать, поиграть  и я запомню.

 

Примерные игры и упражнения

  • Вокруг себя посмотри и слова со звуком … подбери.
  • Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, ловит мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество, последовательность.

Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.

Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.

Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

 

  • Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый называет односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок определяет количество слогов, называет их. Можно предложить произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

 

  • Цепочка из слов

Цели: тренировать навык звукового анализа слов; стимулировать интерес ребенка к словесному творчеству.

Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква». Например: дом — мох — хлеб — парта— аист — тополь — лиса. 

 

  • Запоминаем буквы

Цель: помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.

— Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

— Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».

— Буква лепится из пластилина, конструируется из спичек, зубочисток, счетных палочек, семечек.

— Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.

Полезно, чтобы в процесс запоминания букв активно вовлекались зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует запоминание ребенком букв, тренирует его образное восприятие и развивает речь в целом.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять