Воспитываем читателя

Воспитываем читателя

Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

Привычка много читать, в особенности хорошую литературу – входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становится грамотность, способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Это довольно просто…

1.  Помните, что лучшее лечение – профилактика. Если ребенок мал, то руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, рисовать в них, строить из них дома и гаражи и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книги).

2.  Подавайте личный пример. Читайте сами вслух и про себя. Если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, то никаких дополнительных стимулов не потребуется.

3.  Выбирайте вместе. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин и дайте ребенку возможность выбирать самому. С условием: на каждую книжку, которую выбирает ребенок, он читает одну книгу, выбранную вами.

4.  Читайте ребенку перед сном. Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне. Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

5.  Используйте аудиокниги. Сначала произведения с разным количеством голосов, затем озвученные одним. Предлагайте ребенку пофантазировать о героях, какие они внешне, по характеру, нарисовать их.

6.  Родителям не стоит отстраняться от процесса чтения и становиться только слушателем. Очень помогает прием совместного чтения, когда взрослый начинает, а ребенок продолжает. Читайте по ролям.

7.  Защитите ребенка от «большого экрана». Фильтруйте то, что ребенок видит с экрана телевизора и монитора компьютера. Не воспитывайте пассивность мышления.

8.  Вознаграждайте чтение. Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.

Для освоения читательского умения подбирайте ребенкукниги с крупным шрифтом и доступным для понимания текстом, который не должен быть слишком легким или очень знакомым. Хорошо, если книга красочно оформлена и есть разбивка на главы или она состоит из небольших самостоятельных рассказов. Фактор новизны обычно оказывает большое  стимулирующее воздействие на читающего.

Следует помнить, как много  зависит от отношения к чтению ребенка. Пусть малыш почувствует  Ваш интерес: обязательно поговорите с ним о прочитанном (но не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями относительно самого чтения).

Научите ребенка читать книгу последовательно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец.

Не забывайте, что первое чтение – это обязательно чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что он читает. Это не только обеспечивает эффективное освоение чтения, но и способствует развитию устной речи, ее четкости и выразительности.

Взрослым не стоит сразу прекращать читать ребенку вслух, как только он сам научится читать. Их выразительное чтение остается хорошим примером и стимулом для совершенствования его чтения.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять